ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАГИИ |
||
|
Продолжение Пятого АрканаМАГИЯ И РЕЛИГИЯ - Энциклопедия оккультизма Как же создать в себе эту человеческую пентаграмму, эту астральную мощь? Да, очевидно, неуклонной, в строгой системе проводимой, ментальной работой, астральной и физической тренировкой. Но тут является небольшое осложнение. В ту пору, когда кто‑нибудь из нас задается целью образовать в себе эту пентаграмму, ему приходится считаться не только с необходимостью породить в себе новые проявления, но и еще и с неудобствами, вытекающими из несовершенства прежнего его восприятия другими и самовосприятия. Таким образом, задача воссоздания личности распадается на две области: 1) образование в себе сознательно‑волевого человека, 2) правильное перевоспитание импульсивного человека, того, который действует во всех областях рефлекторно, отвечая на определенные восприятия шаблонно определенными манифестациями; того человека, который кричит от боли, бежит от опасности, отвечает ударами на удары, улыбкою на лесть и т.п.– Импульсивный человек должен быть воспитан так, чтобы он мог быть удобным орудием воли сознательного человека. В нем одни рефлексы надо усилить, а другие – подавить. Если мы в прямую пентаграмму впишем человеческую фигуру, то верхнему углу пентаграммы будут соответствовать центры, аналогично соответствующие области мышления и органам зрения (центральная часть лба над переносицей и глаза). Поведем прежде всего речь о т. наз. процессе медитации – сознательного, произвольного мышления. Медитация слагается из: 1) фильтрации чувственных восприятий соответственными органами; 2) фиксации идей (памятью); 3) уменья сопоставлять идеи. Согласно этому можно указать следующие общие приемы, ведущие к облегчению медитации: 1) Избегать рефлекторных ответов на вопросы, диктуемых исключительно памятью без участия остальных элементов медитации. 2) Избегать споров (диспутов), сводящихся обыкновенно лишь к сопоставлению форм (диалектика), а не идей. Огромное большинство споров имеют исходной точкой или различное понимание какой‑либо терминологии (в этом случае спор основан на недоразумении), или различие основных догматов миросозерцания (в этом случае спор бесцелен). 3) Упражняться в познавании невидимого в видимом, астросома и mens в физической оболочке объекта. Недостаточно рассматривать контуры тела человеческого, желательно проникнуть в астральные соответствия его форм, в динамику проявлений астросома (аура) и даже в свойства ментальной монады личности. Недостаточно рассматривать произведение искусства в его реализационных деталях, необходимо вникнуть в существо его формы и даже в его идею. 4) Всюду разыскивать натуральные аналогии наподобие того, как мы это делали при изучении 3‑го аркана по отношению к человеческому телу, и эти аналогии истолковывать самым широким образом. 5) Не пренебрегать случаями познания гармонии и законченности в формах: посещать музеи, слушать хорошую музыку, вообще не чуждаться мира искусства. Предыдущие замечания характеризуют процесс медитации слишком общим образом. Для ясности желательно остановиться на частных проявлениях механизма медитации. Мы изучим т. наз. сосредоточение мысли (концентрацию). Представьте себе, что мы добровольно ограничили область медитации определенным числом объектов – это будет называться концентрацией мысли на этих объектах. Примеры – человек, пишущий статью, может концентрировать мысли на 3 объектах: идея статьи, слог и четкость почерка в рукописи, твердо решившись не допускать никаких посторонних мыслей при работе, не слышать посторонних шумов, не обращать внимание на состояние своего организма, на степень окружающего его комфорта, на течение времени и т.п. Другой пример – вы концентрируете мысли на двух объектах – определенном лице и том образе или той идее, которую это лицо желает вам передать, устраняя, опять‑таки, все остальное. 3‑й пример – вы концентрируете мысль на одном объекте, скажем, хоть на вопросе о том, сколько лет определенному лицу. 4‑й пример – вы стараетесь сконцентрировать мысль на полном отсутствии какого бы то ни было объекта – это будет т. наз. пассивная концентрация, в противоположность предыдущим примерам, в которых имела место концентрация активная. Мне желательно ознакомить вас вкратце с приемами тренировки в областях активной и пассивной концентраций. Думайте о каком‑нибудь органе, о какой‑нибудь части вашего тела, сосредоточившись на вопросе о ее гармоническом состоянии. Это будет не только хорошим упражнением в концентрации, но еще может оказаться полезным при устранении болезненного состояния этого органа, дисгармонии или ослаблении его функций. Попробуйте в вашу медитацию ввести желание или представление дисгармонии того же органа; вы получите противоположный результат (сюда относится образование т. наз. стигматов у лиц, сосредоточивающихся на идее поражения той или другой части тела, напр. умистиков‑экстатиков, посвящающих всю Страстную Седмицу помыслам о ранениях Распятого Христа). Лицам очень импульсивным рекомендуют сосредоточиваться на произвольном объекте, хотя бы малой важности, задаваясь при этом задачей господства над мускульными сокращениями рефлекторного типа (не поворачивать головы при шуме и т.п.). Этот второй тип упражнений носит общеподготовительный характер. Третьим, весьма важным типом упражнения в концентрации мы склонны поставить рекомендуемый всеми учебниками прием совершения путешествия в воображении. Вы или вспоминаете во всех деталях действительно совершенное путешествие, или вымышляете таковое в частях или в целом, наглядно переживая мельчайшие детали совершаемых движений и воспринимаемых впечатлений, абсолютно отрываясь от реальной обстановки вашего пребывания и заканчивая упражнение в 20 – 30 минут по звонку будильника. 4‑м типом упражнений поставлю концентрацию мысли на рассматривании деталей строения реального предмета, находящегося в вашем распоряжении + проникновение в формальные основы строения и происхождения предмета + идею его назначения (до 30 минут). 5) Хорошо упражняться в отчетливом представлении отсутствующего предмета и затем сравнивать детали представления с деталями реальности предмета (30 минут). 6) Если предыдущие упражнения вам хорошо удавались, то попробуйте породить воображением будущую форму несуществующего или не виденного вами предмета, и от этой общей формы переходить к формам деталей, проверяя точность и закономерность своего творчества обратным восхождением от деталей к ансамблю и к соответствию его идее (до 40 минут). 7) После этой стадии упражняйтесь в быстром и отчетливом переходе от активного сосредоточения на одном объекте к таковому же на другом. Уменье делать это по произволу будет свидетельствовать о значительной силе сосредоточения упражняющегося. Конечно, чем неудобнее и беспокойнее обстановка упражнения, тем ценнее удача в таковом. Перехожу к типам упражнения в пассивном сосредоточении. Таковое многими считается труднее достижимым, нежели активное. Благоприятной обстановкой для первых опытов считаются: темнота, отсутствие всего, могущего отвлечь внимание, лежачее положение, ослабление процесса дыхания, закрывание глаз, ушей и т.п. При этих условиях пробуют сосредоточиться активно на очень симметричной форме, напр. на круге или диске определенных размеров, неподвижном или вращающемся на бесконечном фоне. Цвета круга и фона – по желанию. Затем сокращают размеры круга до точки. Наконец усилием воли устраняют и точку. Остается представление об одном фоне, и это условно уже именуется достижением пассивного сосредоточения в области астральных восприятий. Конечно, при дальнейших упражнениях желательно уничтожение самого фона, т.е. полное отсутствие добровольных представлений во всех областях. В этом состоянии пассивности внешняя причина (например, чужая воля) может внести в эту пустоту то или другое определенное восприятие (идею, геометрическую форму, иллюзию звукового впечатления, иллюзию осязания, вкуса или обоняния), и вы будете уверены, что восприятие исходит из внешних активных центров, а не должно быть отнесено к работе собственного воображения.
|
|
|
© Bogolyubov Eduard, 2007. Веб-дизайн: Bogolyubov Eduard. При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на www.virtualern.com обязательна. |