ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАГИИ |
||
|
ХиромантияМАГИЯ И РЕЛИГИЯ - Энциклопедия оккультизма Deus in manu omnium signa posuit, it noverint singuli opera sua (кн. Иова, глава XXXVII ст. 7). О переводе этого текста много спорили; мы пишем «sua» с маленького s, что равносильно желанию перевести текст следующим образом: «Бог положил знаки на руку каждого, чтобы отдельные лица могли судить о собственных делах». «О собственных делах», или, вернее, о собственных наклонностях к делам определенного сорта. Хиромантия имеет такое же право гражданства, как и остальные дивинационные методы. Она развилась в глубокой древности на чисто аристократических началах, прошла в средние века через школу, подчас безграмотных, совершенно незнакомых с астрологией гадателей и гадалок, внесших в нее плоды личной интуиции и простонародной наблюдательности; признана была в XV‑м, XVI‑м и XVII‑м веках Посвятительными Центрами, старавшимися осторожно очистить ее от налипших на нее корок суеверного произвола, не повреждая живых ее частей; затем она была несколько заброшена гордыми метафизиками XVIII‑го столетия, а во второй половине XIX‑го снова расцвела, блестяще дополнив свой состав плодами медитации остроумного Desbarollesа и научным эмпиризмом тружеников госпиталя Charite – доктора Папюса и Ч.И. фон‑Чинского. Если при этом не забыть, что в 60‑х годах к ее области примкнули эмпирические же изыскания капитана dArpentigny по т. наз. хиромантии, т.е. характеристике общих наклонностей субъекта по форме его пальцев, то придется признать современный кодекс хиромантических тезисов солидной и заслуживающей внимания системой. В силу самой истории хиромантии мы вынуждены различать в ней следующие части: 1) Хирософию, или дедуктивную часть хиромантии, тесно связанную с астрологическим и каббалистическим миросозерцаниями и часто именуемой в просторечии «Аналитической Хиромантией». 2) Традиционные данные, представляющиеся в виде кучи отдельных частных тезисов, из которых Школа Дебаролля попыталась слепить кодекс, известный под названием «Синтетической Хиромантии». 3) «Свод новейших эмпирических данных», полученных клиническим путем и касающихся, главным образом, точного определения возраста пациента, к которому следует отнести то или другое событие его жизни. 4) Уже упомянутая Хиромантия dArpentigny. В сегодняшнем кратком очерке я задаюсь лишь целью характеризовать содержание этих частей, отсылая слушателей, жаждущих подробного ознакомления с предметом, к сочинениям Desbarolles, Папюса, а также к превосходной брошюрке Чинского на немецком языке, изданной в Дрездене и сделавшейся библиографической редкостью («Das Deuten der Vergangenheit, Gegenwart und Zukunft aus den Linien der Hand», из которой мы многое заимствовали при изложении текущего XVII‑го аркана). Хирософия учит нас, что гороскоп всякого субъекта записан на ладонях его рук, причем клише будущего и настоящего следует читать на обеих руках, а клише прошедшего преимущественно на левой. Для характеристики субъекта пользуются обеими ладонями. Мы будем характеризовать хиромантически лишь планетные влияния, оставляя в стороне зодиакальные. Влияния планет, только что связанные нами с физиогномическими данными, и, следовательно, специально относящиеся к I‑му дому, я позволю себе назвать статическими по отношению к хиромантии. Остальные планетные влияния в гороскопе я назову динамическими. После этого я позволю себе сказать, что статика в Хирософии определяется т. наз. «планетными холмами», а динамика – планетными линиями. Выпуклость (весьма обширная и мясистая), соответствующая большому пальцу, будет холмом Венеры. Под указательным пальцем вы найдете холм Юпитера; под средним пальцем – обычно малоприметный холм Сатурна; под безымянным – холм Аполлона; под мизинцем – холм Меркурия. Дальнейшая выпуклость руки от холма Меркурия вниз носит название холма Марса; еще ниже помещается холм Луны. Если холм очень выпуклый, то хорошее планетное влияние на Ascendens гороскопа обеспечено и достаточно изолировано от примесей; если размеры холма значительно меньше нормальных, то в этом сказывается недостаток соответствующего планетного влияния; если холм заштрихован в одном направлении, то это указывает на стремление к разбрасыванию планетного влияния и на злоупотребление им, что некоторые называют «дурным влиянием» планеты; если холм заштрихован в клетку, то планета как бы в плену, и для проявления ее свойств субъекту нужны серьезные волевые усилия; если планетный холм сдвинут по отношению к собственному пальцу, то это принимается за указание на служебное положение сдвинутого холма по отношению к планете пальца, к которому он передвинут, а также на окраску работы второй планеты (к которой холм сдвинут) тоном сдвинутой планеты: например, Меркурий, сдвинутый к Аполлону, можно понять как «науку на службе у искусства» и как «искусство, окрашенное научной методологией»; слияние холмов соответствует соединению статических планетных влияний. Так, например, слияние холма Юпитера с холмом Сатурна характеризовало бы в субъекте представление о судьбе, неразрывно связанной с представлением об удачной карьере. К каждому планетному холму стремится некоторая планетная линия. Линия Юпитера начинается обыкновенно под холмом Меркурия, идет горизонтально через ладонь и чаще всего восходит на холм Юпитера; линия Сатурна чаще всего выходит из промежутка между холмом Луны и холмом Венеры, восходя вертикально к холму Сатурна; линия Аполлона начинается, вообще говоря, в той же области, что и линия Сатурна, стремясь почти вертикально к холму Аполлона; линия Меркурия восходит на его холм параллельно линии Аполлона; линия Венеры, начинаясь у подножия холма Юпитера, дугообразно охватывает холм Венеры; линия Марса, начинаясь на его холме и пересекая ладонь, идет к сближению с началом линии Венеры; Лунная линия (или Лунные линии) намечаются короткими черточками на Лунном холме. Линия Венеры иначе называется линией жизни (vitalis); линия Юпитера – линией сердца (mentalis); линия Марса – линией головы (naturalis); линия Солнца (Аполлона) так и называется – solaris; линия Сатурна называется часто линией Судьбы (fatalis); линии Меркурия присвоено название печеночной или желчной линии (hepatica). Я уже сказал, что эти линии характеризуют игру Вторичных Причинностей во всех домах гороскопа. С линией Венеры связывается область здоровья и суждение о запасе жизненных сил; слинией Сатурна – вопросы судьбы; слинией Юпитера – область чувств, привязанностей и т.п.; слинией Марса – область мышления и других функций центральной нервной системы; слинией Аполлона – суждения о богатстве материальном, о продуктивности в искусстве и о высоте идеалов; слинией Меркурия – суждения о спекулятивных способностях и о состоянии органов пищеварения; Лунные линии касаются наличия Лунных влияний вообще. Не буду говорить о том, что означает отсутствие одной или нескольких линий. Это само собой понятно. Скажу мимоходом, что удвоение линии есть прямой признак прочности влияния, что перерывы в линиях означают резкие изменения в характере определенного влияния или, по крайней мере, его обстановки; что острова на линии означают раздвоение соответственных влияний (например, остров на линии сердца – раздвоение привязанности; остров на линии Марса – истерические явления или частые параличи; остров на линии Венеры – чаще всего головные боли и неврастенические явления, иногда – местное малокровие; остров на линии Сатурна – фальшивые, двусмысленные положения, и т.п.); что точки на линиях означают внезапные толчки в соответственных влияниях (например, точка на линии сердца – резкое или внезапное горе; точка на линии Сатурна – происшествие, поражающее в ходе судьбы своей неожиданностью, и т.п.). Но если линии характеризуют динамические влияния планет, то желательно иметь и элемент, хирософически соответствующий представлению об аспектах планет между собой. Аспектам на фишки I‑го дома соответствуют прохождение линии по чужим холмам и черточки от линии к холмам; остальным аспектам – черточки от линий к линиям. Чтобы дорисовать общую картину хирософических построений, мне необходимо сказать, что статическому влиянию Венеры, кроме Венериного холма, принадлежит еще т. наз. «кольцо Венеры», охватывающее дугой верхние части холмов Сатурна и Аполлона. Люди, обладающие этим кольцом, особенно живо сосредоточиваются ментально на областях исследуемых ими, хотя бы это исследование их не прельщало само по себе, а являлось случайным элементом в их деятельности; вастральной области те же люди с особенным увлечением относятся ко всем формам, в которые по тем или другим причинам облекаются их идеи; наконец, в физическом плане обладатели кольца Венеры проявляют утонченность в проявлениях сладострастия. Статическому Марсу, помимо Марсова холма, определяющего своей выпуклостью элементы терпения в самом широком смысле этого слова – так называемого «пассивного Марса», принадлежит еще «Марсово поле», большая или меньшая выпуклость которого характеризует «активность Марса» или смелость и задор. «Марсовым полем» называется середина ладони; по нему пробегают, вообще говоря, линия головы, линия Аполлона и линия Сатурна средними своими частями. С Традиционными Данными трудно ознакомить при беглом изложении. Я думаю, что вы себе представите хоть отдаленным образом строй синтетической хиромантии, если я вам скажу, что она, подмечая общий характер значков, встречающихся на руке, связывает с этими значками определенные заключения о характере, или предзнаменование о фактах. Ну, скажем – крест в начале линии задерживает ее проявления; крест – плохой знак на хорошей линии и хороший знак на дурно сформированной линии. Крест в конце линии – намек на мистическое влияние; крест на середине линии – временное препятствие; крест на холме – знак протектората в области этого холма (например, крест на холме Юпитера – счастливый брак). Звезда имеет то же значение, что и крест, но тут проявления будут внезапнее и интенсивнее (например, звезда на холме Аполлона – субъект внезапно разбогатеет). Скажем еще, что квадрат вообще – знак охраны, но, в частности, квадрат вблизи линии Сатурна в Марсовом поле может предвещать некоторое лишение свободы. Линия Марса, отделенная от линии Жизни и как бы подшитая к ней маленькими крестиками, означает по традиции или болезнь глаз, или крайнюю опрометчивость в поступках. Новейшие эмпирические данные, добытые клинической практикой, касаются главным образом т. наз. возраста линий. Дело в том, что на каждой линии, в зависимости от общего строения руки, определяемого взаимопересечением линий, можно наметить точки, соответствующие определенным возрастам субъекта, что позволит при предсказаниях относить толкования планетных аспектов и традиционных значков к определенному возрасту. Скажем, я знаю, что по линии Сатурна двадцатилетний возраст соответствует точке пересечения этой линии с линией Марса, а сорокалетний – точке пересечения с линией Юпитера, и вместе с тем наблюдаю в руке перерыв линии Сатурна со скачком в левую сторону (к холму Юпитера) на двух третях отрезка линии Сатурна между упомянутыми двумя точками. Это дает мне право сказать субъекту: «у вас будет улучшение в карьере на 34‑м году жизни». У другого вижу точку на линии Юпитера, как раз в том месте, где она пересекается линией Аполлона, и предсказываю, соответственно этому, сердечное огорчение в 25‑летнем возрасте. Прилагаемый чертеж дает схему распределения возрастов по трем линиям, согласно учению новейшей Парижской школы. Чертеж заимствован из хиромантии Папюса (см. черт. номер 12).
Черт. 12 О вероятной продолжительности человеческой жизни Парижская Школа судит по средней арифметической из показаний трех линий (Сатурна, Юпитера и Марса), учитывая на каждой линии возраст, соответствующий ее конечной точке. Древние делали иначе. Они отсчитывали возрасты только по линии Венеры и придавали показаниям этой линии решающее значение, но линия Венеры представляет большое разнообразие кривизны у разных субъектов и этим затрудняет установление постоянных точек. Помимо этого, ее показания, в среднем, сильно противоречат эмпирическим данным, тогда как предсказания Парижской Школы оправдываются в 70 процентах случаев. Хирогномония dArpentigny берет опорными точками изысканий существование трех типов окончаний пальцев: заостренного типа, квадратного типа и расширенного типа; акроме того, два типа узлов, встречающихся на пальцах (узла на верхнем суставе и узла на нижнем суставе). Комбинируя эти элементы и характеризуя их наличием или отсутствием (узлы) различных наклонностей, dArpentigny строит строгую систему, а Desbarolles расширяет ее хирософическими соображениями. Система эта очень очень уместна при определении способности детей к освоению той или другой группы знаний. Следует заметить, что применение хиромантии прежде всего требует, чтобы хиромант отдавал себе отчет в плане общих интересов, доминирующих в жизни субъекта. Если этот план определен правильно, то все хирософические и традиционные суждения приобретают удивительную жизненность и достоверность. Вот почему большинство выдающихся хиромантов не ограничиваются осмотром рук, а пользуются физиогномическими данными и случайными общими приметами, характеризующими сферу деятельности и сферу интересов лица, явившегося на консультацию. Не буду утомлять слушателей обзорами френологии, графологии и подобных им систем, ибо считаю XVII‑й аркан достаточно охарактеризованный тем, что я успел сказать. Специальным занятиям по чтению в природе профессионалами посвящаются целые человеческие инкарнации. Наша цель – понимание терминологии этих специальных отраслей и ясное представление об источниках, из которых профессионалы черпают свои сведения. |
|
|
© Bogolyubov Eduard, 2007. Веб-дизайн: Bogolyubov Eduard. При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на www.virtualern.com обязательна. |