ПРИМЕТЫ и СУЕВЕРИЯ |
||
|
Как женщина родит, шесть недель не может наряжаться, ходит в пестрядиннечке, да в пестрой рубашке. «Шестинедельница» — пока молитва не взята. Свекор и свекровь не разрешали наряжаться, а теперь разве слушают. Когда ребенок родится, его пеленки на улицу не вешают: «лягается» на улице - ребенок ужасное поведение будет. Пеленки шьют из старой рубахи - до одного года из нового не шили. Шьют на редкий стяг (на «живую нитку»). Мать, как родит, одну в баню не пускали. И в амбар, и к колодцу шесть недель не пускали. Нельзя. Молитвы надо было читать. Беременной женщине нельзя пинать кошек и собак (так как они щетинятся) — у ребенка может появиться щетина. Говорят, как в положении ходишь, человек умрет, так к этому, к покойнику, нельзя ходить. Это влияет на ребенка — может мало жить, помрет. Нельзя беременным через собаку или кошку переступать, а то у ребенка «щетинки» быть могут, с которыми боролись сочнем ржаным «неживучим» (не пышным). Баня считалась нечистым, «поганым» местом, как и вода в ней. Поэтому и полагалось обмыться после бани чистой водой. Поскольку место нечистое, то в бане совершали ритуальное поминовение навий и упырей. Здесь же гадали в зимние святки с привлечением нечистой силы. Вместе с тем именно в бане человек смывал с себя все напасти и болезни, порчу и наваждение вредоносных сил. В бане совершали очистительные ритуалы. Обязательным считалось мытье в бане накануне, и после свадьбы, после празднования Масленицы. В день накануне Купалы пол в бане застилали свежей травой, парились ритуальными вениками, связанными из целебных трав и веток различных пород деревьев, утыканных цветами. Всегда старики говорили, что в бане живет банник. Его представляли и в виде кота со сверкающими глазами, собаки или лягушки. Когда впервые топили новую баню, бросали сверху на печь соль в виде жертвоприношения баннику. Ему жертвовали также черную курицу, кости которой закапывали под порогом. Мыться в бане предпочитали около пяти — семи часов пополудни, но ни в коем случае поздно вечером, иначе банник и каменку разломает, и всю воду выльет. При входе в баню обращались с приветствием к баннику, а при выходе благодарили его: «Спасибо тебе, Байнушко, на парной байничек». Чтобы не сердить банника, старались во время мытья не греметь, не стучать и громко не разговаривать. Нарушающего этот порядок человека банник мог испугать, бросая камни с печи, и даже содрать с него живьем кожу. Если банник начинает сердиться, то моющимся людям следует двигаться к выходу задом наперед. Уходя из бани, оставляли баннику метлу, кусок мыла и воду в лохани, чтобы он мог помыться. Когда последний жар, три раза сходят в баню - четвертый не ходи: ему надо мыться. Приговаривают, в баню идут: «Банный князь, Возьми нашу грязь, Дай нам чистое тело» Обратно идут: «Спасибо, банюшка, обмыла». Метелка, мыло — в бане все остается. Воду в бане до конца никогда не выливают, чтоб хозяин помылся. Лес — «чужое» пространство. Такое отношение к лесу русского крестьянина вызвано тем, что земледелие было подсечным. Отчужденность лесного пространства подчеркивалась эпитетами: густой, непроходимый, темный, дремучий. Лес населен как вредоносными персонажами, так и помощниками человека. В Троицкое воскресенье лес считался именинником, его нельзя ни ломать, ни рубить, кроме одной обрядовой березки. Леший — хозяин зверей и леса в целом. Леший представлялся стариком в белой одежде и в большой белой шапке, а также одетым в звериную шкуру. Эхо в лесу считалось криком Лешего. Он может отзываться на человеческое пение своими заунывными песнями. Леший живет в лесных чащобах. Он любит гулять по лесу, особенно в лунные ночи, висеть и качаться на деревьях. Подшучивая над человеком, обводит его невидимой чертой, за которую тому не выбраться. Когда человек заблудился, Леший радуется, свищет, хохочет, хлопает в ладоши и громко кричит на разные голоса: ржет, мычит, лает и мяукает. По поверьям, заблудившийся должен вывернуть одежду и белье, или надеть обувь не на ту ногу, или снять обувь и перевернуть в ней стельки наоборот. Тогда при ходьбе ноги пойдут в сторону, противоположную той, куда направляет Леший, и человек выйдет на правильную дорогу. Более всего оберегались от потехи Лешего 22 августа. Но он может и помогать человеку, предупреждать об опасности, отгонять с места, на которое падает дерево, вывести заблудившегося человека из леса, пасти скот при соответствующем договоре с пастухом и даже нянчить потерянного (оставленного на покосе) ребенка. Леший — повелитель зверей. Любимцем является прислуживающий ему медведь. 14 сентября Леший сгоняет в одно место все подвластное ему зверье и устраивает смотр перед наступающей зимой. В этот день крестьяне в лес не ходили. Опасались ходить и 4 октября, когда Леший бесится перед тем, как пропасть или замереть на зиму, ломает деревья, гоняет зверей. С первыми морозами он проваливается под землю. Против Воздвиженья ночь чудная. В эту ночь змеи собираются. И нельзя, чтобы скотинка ночевала в лесу. Этой ночью черти собираются в карты играть — лес на кварталы делят, где кому хозяйничать. Звижнев день - 25 сентября. Нельзя в лес ходить, собираются все звери, особенно змеи. 25 марта змеи выползают из-под земли «на юрьеву росу», 8 30 мая у змей свой праздник. Они собираются вместе на змеиную свадьбу. В этот день встречи с ними особенно опасны. 20 июля (Перунов день) змеи выходят из своих нор и ползают по лугам и лесам. Охотники, кто в лес ходит, когда надо ночь в лесу переночевать — спрашивают у Хозяина: «Пусти, Хозяин, не век вековать, А одну ночь ночевать». Так три раза скажут, и спать укладываются. А то если не сказать, бывает, Хозяин пихнет что-нибудь в огонь, напугает или еще что. Когда в лесу ночуешь, обязательно просишься: «Хозяин и хозяюшка, Хозяйские малые детушки. Нам не век вековать. Одну ночь ночевать». Если кто ночует в лесу, рыбак или охотник, обязательно надо у вольного (лешего) спросить разрешения ночевать. Чтобы не блудить, надо все платье снять и на левую сторону вывернуть. И пойдешь, куда надо. Нельзя лешакаться, лучше уж матюгаться, особенно если по лесу идешь. Змей убивать и ловить нельзя, змеи добро приводят. Говорят, если змею за хвост стряхнуть — не укусит и не уползет никуда. Вода — это граница между мирами: небом, землей, потусторонним миром. Очистительные омовения сопровождали рождение человека, его свадьбу и смерть. Преодоление водной стихии как границы между жизнью и смертью. Ритуальное омовение было свидетельством «второго» рождения и в этом смысле перешло в христианскую символику крещения как духовного рождения человека. Ритуальное омовение считалось обязательным каждый второй день весенних и летних празднеств. Известно также купание в крещенских прорубях после ряженья на Святках. Особое значение купанию придавали накануне и в день Купалы. Наиболее животворящей считалась небесная вода. Люди спешили умыться в речной воде в то время, когда реки начинали очищаться ото льда. Но старались особенно не беспокоить, в нее не бросали камни, палки, мусор. Лечебные свойства приписывались ключевой воде, а также воде, взятой из горного источника, так как происхождением своим ключи, родники обязаны «ударам молнии в землю или камень». И все же вода не так чиста, как огонь, так как в ней может водиться нечистая сила. Чтобы этого не случилось, русские не оставляли открытыми сосуды с водой, особенно на ночь, а пустые сосуды для воды держали перевернутыми. Вода играла роль передатчика магической силы в чародействе, и «наговоренной» водой пытались вылечить человека или принести ему вред. Соединение в воде губительных и живительных начал нашло отражение в представлениях о живой и мертвой воде. Водяной — персонаж, воплощающий стихию воды. Как обитатель водоемов Водяной считался повелителем рыб. Он может привлекать в свои воды рыбу из чужих рек и озер. В рассказах о встречах с Водяным говорилось, что люди видели его плывущим на чурбане или коряге: он сидит голый, весь в тине, на голове высокая шапка, свитая из зеленой куги (безлистных растений), и вокруг тела зеленый пояс из той же травы. С Водяным связаны разнообразные обряды. Он считался именинником в день Купалы, празднование которого сопровождалось жертвоприношениями, играми, песнями, обливанием водой, купанием. По-своему чтили Водяного рыбаки, мельники, пасечники, опасаясь, что он может разбушеваться и порвать сети, распутать рыбу разрушить мельничную плотину, затопить ульи. Рыбаки спешили угостить Водяного, когда он просыпается от зимней спячки: начинает ломать лед и мучить рыбу. Если в три дня (Водяной обычно просыпается 30 апреля) рыбаки не успевали с угощением, то лишались удачного лова на весь сезон. Одной из главных рек России всегда была и есть Волга, с которой связаны различные сюжеты. В преданиях Волга выглядит непокорной рекой. Когда Иван Грозный вел свое войско через нее, на Волге поднялись высокие валы. Царь призвал палача, который трижды ударил по ней кнутом, «чтобы не бунтовала против царской рати». От этого из нее брызнула кровь и образовались три кровавых рубца, которые видно и по сей день, особенно летним вечером, если взглянуть, против солнца, когда оно закатывается за горы. На речке надо говорить: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня». Вода спит ночью везде, хоть в реке, хоть в озере. Ночью водичка-матушка спит, нельзя водичку шевелить. Худо будет, если не вовремя ходят за водой. Купаться нельзя ночью. Водичке надо отдыхать. В Петров день нельзя было купаться — чертушка утащит. Опусти ртуть в колодец — вода уйдет. |
|
|
|
© Bogolyubov Eduard, 2007. Веб-дизайн: Bogolyubov Eduard. При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на www.virtualern.com обязательна. |
|