ПРИМЕТЫ  и  СУЕВЕРИЯ

ГлавнаяНазадГадание on-lineНепознанноеСаморазвитиеЗдоровьеМедицинаКрасотаПсихологияСтатьи

 

 

Строительство, переселение в новый дом

Дом ставить — береза чтобы у дома росла или какой-нибудь куст. Сажают какое-нибудь дерево, когда дом закладывают.

В фундамент, в передний угол, закладывают тряпочки, входят в новый дом — сначала святой водой покропят, потом кошку впускают, потом помело тащат.

Когда строят дом, под большой угол кладут рубль серебряный. Чем старее рубль — тем лучше. Входя в новый дом, говорят: «Выкупаю квартиру не людям, а деньгам». Чтобы не было покойников в доме. И раскидывают деньги по квартире, мелочь, какая есть. В новый дом шли не с улицы, а через двор, через сеновал.

содержание

Что делали, когда въезжали в новый дом?

В новый дом на праздник переезжают. Первыми пускают кота да петуха. Кота первым пускают — пусть он умирает.

Пол настилают так, чтобы поперек досок идти. Если дом переставляют, так немножко вперед передвигают, а назад не ставят. На пожарище не ставят. Когда дом закладывали, под красный угол и вообще по углам клали монеты.

Когда в дом новый въезжали, петуха пускали в избу да кошку:

В новый дом хозяин идет первым с иконой, хозяйка несет петуха. Говорят: петух споет - Свят Дух проскочит.

Говорили:

«Хозяин с хозяюшкой,

Хозяйские малые детушки,

Пустите пожить,

Нам немного места надо,

Нам и вам хватит».

В четыре угла кланяются, где вы, мои милые, дорогие (кланялись потому, что неизвестно, в каком углу живет хозяин).

Домовой — покровитель и хозяин дома. Как представителя домашнего очага домового принимали и за праотца, основателя рода, чествовали именем «деда», а также называли «хозяин», «хозяинушка». Эта связь с культом предков и домашнего очага (огня) объясняет местонахождение его под печкой или в подполье, но именно в том углу, где находится печь. Поэтому, чтобы домовой «не перевелся», бросали за печку мусор. Домовой обычно невидим, но считается, что может показаться людям в облике живого или умершего хозяина дома, в виде черного человека, маленького старика с длинными спутанными волосами и бородой. В различных сказаниях домовой представлен и маленьким, сплошь покрытым шерстью человеком, который некогда замерз, или маленьким лохматым белым существом неопределенного вида. Если появится голым, то семью ожидает бедность. Может появиться и перед смертью хозяина. Он садится на его место и, надев шапку хозяина, начинает выполнять его работу. Отсюда поверье: увидеть домового в шапке - дурное предзнаменование, так как он всегда ходит с непокрытой головой и босой.

Домовой - заботливый,  рачительный хозяин. С этим привыкли считаться. Когда по тому или иному случаю приносили в жертву домашнюю птицу, то голову ее старались предъявить домовому «для счета». Он метет, скребет и все прибирает по ночам в доме; во дворе чистит скребницей, холит скотину. Если не хватает для нее корма, он может принести его с чужих сеновалов.

Домовой обычно добрый. Он предупреждает о пожаре. Когда дому грозит беда, начинает стонать, плакать под печкой или гудеть басом в печной трубе. Но он может и разгневаться, если не согласен с порядком ведения хозяйства, недоволен ссорами в семье. Рассерженный домовой вытаскивает из печки кирпичи, бьет посуду. Разбушевавшегося домового усмиряли обмоченной в деготь метлой (надо полагать, и налаживанием хозяйства и мира в семье). Существовал обычай угощать домового 25 января. С приговорами ему оставляли на ночь на загнетке горшок каши, обложенный горячими углями. В полночь домовой выходит и кушает, после чего весь год бывает   добрым.   Но   если   не   получает гостинца, то злится. Домовой может беситься 30 марта с утра до полуночи. В ряде районов эта дата относилась к 1 апреля. Беснование домового объясняли тем, что он просыпается и не узнает домашних; начинает тосковать «не весть по чему»; с него спадает старая шкура; на него нападает «чума». Он разбрасывает в доме вещи, во дворе — сани и телеги, лишает коров аппетита, забивает лошадей под ясли, кусает всех собак, постоянно подкатывается под ноги хозяину, стараясь, чтобы тот упал. По этим причинам после захода солнца люди тщательно запирали скот и домашнюю птицу.

«В дом съезжали на закате солнца. Несешь домового в мешке, конечно, мешок пустой. Петуха вперед запускаешь и домового. Домового из старого дома несли (из своего дома). В новый дом надо с иконой заходить, да с петухом, да с кошкой. Если петух на стол вспрыгнет да закукарекает, то жить будет хорошо. А если в углу остановится, то плохо жить будет. У меня петух не взлетел, так хозяин (муж) умер через два года».

содержание

Отъезд, выход из дома

Порча на тебя попадет, если в тот час, когда ее насылают, выйти из дома не благословясь. В доме ничего не произойдет плохого, если, выходя из дома, сказать: «Господи, благослови» - ничего не будет.

содержание

Домашние и хозяйственные правила и запреты

Березу не садят против переднего угла избы, где божница. У переднего угла нельзя березу садить — выживут из дома.

Если что найти не можешь, то надо сказать:

«Черт, черт, поиграй, да отдай».

Самим хозяевам спиливать нельзя деревья в своем саду — плохо будет.

В этом случае правило как бы напоминает о Мировом Дереве.

Дерево мировое — образ-символ, отражающий целостный взгляд на мир и на место в нем человека. Как символ единства мира, включающего небо, землю и подземный мир. Дерево мировое выступает в качестве своеобразного центра культурного пространства, места порядка, уравновешенности и блага. По представлениям древних славян, в центре Вселенной (или на окраине земли, «у лукоморья») возвышается гигантское дерево, упирающееся макушкой в небеса, а корнями достигающее царства мертвых. Дерево мировое — преимущественно дуб. Но в этом качестве выступали и береза, ива. Они часто фигурировали в весенней и летней обрядности: во время первого выгона скота, в зеленые святки и в др. Мифологический смысл Дерева мирового в Древней Руси проявлялся в воздвижении столба с колесом-солнцем над ним, иногда добавляли и месяц.

Отзвуки представлений о Дереве мировом наблюдаются и в сказочном дубе, который вырос от земли до неба; в дереве, по которому боги спускаются на землю, а герой сказки, взбираясь по нему, попадает на небо и добывает чудодейственные предметы.

Говорят, пол нельзя «пахать» после обеда, будешь «пахать» — хозяина выметешь.

В понедельник не выезжали сеять, вообще работать.

Кататься на санках можно было только на Масленицу, иначе, говорили, «закатитесь в смольную яму».

В Духов день дома работали, а землю не копали. Считалось, земля именинница.

Лишнюю ложку принесешь — лишний рот будет, нечистая сила с тобой сядет. Моя мать всегда говорила: лишнюю ложку положишь — немытый (черт или леший) садится есть.

Нельзя чай без блюдца пить: говорят, замуж выйдешь, дак скоро овдовеешь. Ложка упадет — женка придет, вилка упадет — женка — сплетница придет, а нож упадет — мужик.

Если саженое дерево срубить — дак человек помрет, говорят. Со стола нельзя стирать ни рукой, ни бумагой — только тряпкой, а то шум будет в доме, ссора.

Через стол ребенка голого нельзя передавать.

Через руку наливать нельзя (к ссоре).

Через печную заслонку открытую ничего брать нельзя.

Голыми руками брать ничего не надо, ни покупать, ни продавать. Все в рукавицах торговали.

На ночь деньги нельзя давать, а то водиться не будут. В среду и в пятницу платье не стираем. Понедельник тоже тяжел. Благовещенья весь год опасаются (замечают, на какой день недели он выпадает, этот день весь последующий год считается тяжелым). Даже в новые хоромы не переходят, жать не начинают.

В пятницу и среду — как кровью моешься: Иисуса Христа на кресте распяли. В воскресенье мыться нельзя. В субботу мылись, чтобы к воскресенью очиститься и идти в церковь.

В Благовещенье говорят: «Курочка яичко не несет, девушка косы не плетет». Хозяйка не должна ножницы видеть, иголки брать в руки, скотину из дому выпускать.

Прясть нельзя в воскресенье и в праздник, а вязать можно.

В Духов день земля — именинница. Земли не задевай. Ходить - ходи, а ничего не делай.

В Духов день нельзя бегать.

содержание


 

ГлавнаяНазадГадание on-lineНепознанноеСаморазвитиеЗдоровьеМедицинаКрасотаПсихологияСтатьи

 

 

© Bogolyubov Eduard, 2007. Веб-дизайн: Bogolyubov Eduard. При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на www.virtualern.com обязательна.